Гинцбург: Назальная вакцина от COVID-19 не заменит обычную, а дополнит ее эффект

Клинические исследования назальной формы вакцины от ковид-19 "Спутник V" начались в Москве в конце января. Обычный срок таких исследований — полгода. И хотя полгода еще не прошло, вакцина, разработанная коллективом Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, официально зарегистрирована. Почему? С этого вопроса начался наш разговор с руководителем института академиком РАН Александром Гинцбургом

Гинцбург: Назальная вакцина от COVID-19 не заменит обычную, а дополнит ее эффект

Александр Гинцбург: К 7 марта новый препарат ввели 104 добровольцам. Никаких побочных эффектов у них не было. И нынешнее признание назальной вакцины — это очень важный знак доверия к профессионализму нашего коллектива.

Напомню: российской вакциной "Спутник V" привито полмиллиарда человек в 59 странах мира. Это говорит и о ее эффективности, и о ее безопасности. А среди добровольцев в испытаниях назальной вакцины были члены вашей семьи? Спрашиваю потому, что в испытаниях "Спутника V" участвовала даже ваша любимая внучка.

Александр Гинцбург: Мы традициям не изменяем.

Но внучке всего 16 лет, а в документах о регистрации новый вакцины сказано, что ее можно применять после восемнадцати лет. Выходит, отступление от предписаний возможно?

Александр Гинцбург: Правильнее придерживаться именно официальных предписаний. Возраст необходимо учитывать потому, что вакцины воздействуют на наш иммунитет. А в детском возрасте он активно формируется, и его нужно щадить. Это относится и к новой вакцине. Применять ее рекомендуется в медицинских учреждениях. И не чаще, чем раз в полгода.

Назальная вакцина не замена обычной? Ведь не исключено, что если человеку предоставить выбор, спросить, какую именно вакцину он предпочитает — ту, которую нужно вводить с помощью шприца, или ту, которую можно просто вдохнуть через специальную насадку-распылитель в носовую полость, то, думаю, не ошибусь, если скажу, что выберут именно ее.

Александр Гинцбург: Так уж мы устроены. Потому хочу подчеркнуть: у каждой вакцины свои особенности, свое влияние на организм. Одна не исключает вторую. Более того, считаю наилучший эффект, наилучшую преграду ковиду дает использование и той, и другой. Очень важно: человек, дополнительно привитый назальной вакциной, не будет распространителем вируса. Сначала надо провакцинироваться внутримышечно "Спутником V". А так как вирус в организм человека входит через носоглотку, то интраназальная вакцина создает местный иммунитет при вдыхании, и возбудитель будет сталкиваться с антителами. Вакцины не надо применять по собственному усмотрению! Это должен назначить врач. Он должен дать рекомендацию, сориентироваться, при каких состояниях подходит та или иная вакцина.

Нужны ли новые вакцины?

Александр Гинцбург: Мы разрабатываем технологии, которые позволяли бы быстро адаптироваться к принципиально новым вариантам вируса. Нашим сотрудником членом-корреспондентом РАН Татьяной Владимировной Гребенниковой предложена специальная новая технология создания вакцины. Не стану вдаваться в подробности, лишь замечу, что в ближайшее время начнутся ее клинические испытания.

Похоже, вирус чуть ли не умнее нас…

Александр Гинцбург: Вирус возник намного раньше, чем возник человек. Геном человека во многом состоит из различных комбинаций вирусов. Они когда-то адаптировались, а потом фактически мы потеряли границу между вирусом и человеком.

Мы обречены всегда жить вместе в ним?

Александр Гинцбург: Безусловно! Как дышим воздухом. Многие вирусы настолько хорошо адаптировались, что, находясь с нами, приносят определенную пользу. До конца мы этих взаимодействий не заем, но это уже хорошо доказанный и понятый факт.

Мы должны жить в дружбе с ними?

Александр Гинцбург: Те, которые отрицательно воздействуют на нас, должны быть уничтожены.

Ковидная пандемия местами идет на спад. Вопрос вакцинации утрачивает актуальность? Или вакцинироваться необходимо?

Александр Гинцбург: Стоит проанализировать эпидобстановку. Когда в нашей стране в день от данного возбудителя умирает 350 человек… Это же много! Когда в сопредельном государстве — в Китае, в Шанхае, где 25 млн жителей, уже 2 недели полный карантин. Да еще такой, который и не снился: люди не уходят домой с предприятий, чтобы не пользоваться транспортом… Говорить о том, что мы можем ослаблять наши старания, направленные на защиту от вируса, я бы считал неверным и неправильным. Передышку надо использовать для того, чтобы постараться большое количество граждан провакцинировать и сделать повторную бустерную вакцинацию, чтобы быть готовым к встрече с вирусом.

Меня всегда поражает ваш оптимизм. Чем он подпитывается?

Александр Гинцбург: Мы себя позиционируем как специалисты-профессионалы. Фактически вся наша внутренняя энергия сосредоточена на решении профессиональных вопросов, которые мы решаем неплохо. Эта работа мне и моим сотрудникам приносит большое удовлетворение и хорошие результаты. А если человек получает от своей работы удовлетворение и приток положительных эмоций, он будет всегда настроен позитивно.