Импортное шампанское переименовали в игристое вино

Называть игристое вино шампанским в России теперь официально смогут только российские производители. Закон об этом публикует "Российская газета", он уже вступил в силу. Но это не значит, что импортное шампанское (включая произведенное во французской Шампани) исчезнет с прилавков российских магазинов, заверили "РГ" в Минсельхозе.

Импортное шампанское переименовали в игристое вино

Итак, закон не запрещает использовать географическое обозначение для винодельческой продукции, в том числе Champagne, в то же время теперь надо обязательно указывать на контрэтикетке вид винодельческой продукции — в данном случае "игристое вино".

То есть на лицевой этикетке останется наименование Champagne, охраняемое правом интеллектуальной собственности на международном уровне, а сзади будет малозаметная надпись "Игристое вино", говорит партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры" Глеб Ситников.

Обязанности указывать "игристое вино" именно на лицевой этикетке импортного шампанского в законе нет.

Сам закон во многом технический. Он лишь приводит базовый закон об обороте алкогольной продукции в соответствие с законом о виноградарстве и виноделии, который действует в России с 26 июня 2021 года, пояснили "РГ" в минсельхозе. То есть волноваться за импортное шампанское надо было тогда, а сейчас это делать уже поздно.

Еще в законе о виноградарстве и виноделии исключено понятие "шампанское", используется только "игристое вино". Но право называться "российским шампанским" остается у отечественной продукции из местного винограда. Вот такая классификация и перенесена в базовый закон об алкоголе.

Один из крупнейших мировых производителей шампанского Moet Hennessy предупредил российских покупателей о приостановке поставок, но позже согласился сменить название на контрэтикетках с "шампанского" на "игристое вино" для российского рынка. "Закон принят, он должен выполняться", — прокомментировал эту ситуацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков (цитата по ТАСС)

Новые требования коснутся не только французского шампанского, но и всех импортных игристых вин, включая недорогие (например, из Беларуси), отмечает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Теперь иностранным производителям придется заново проходить процедуру сертификации продукции. Необходимо будет направить новое уведомление о начале оборота алкогольной продукции, менять название в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Могут также возникнуть проблемы с учетом, растаможкой, пересортицей, статистической отчетностью. Поэтому краткосрочные перебои в поставках импортного игристого вина будут. К закону потребуется выпустить дополнительные подзаконные акты, чтобы снять вопросы импортеров, считает эксперт. Он отмечает, что во втором чтении в Госдуме этот законопроект принимался скоропалительно перед самым завершением весенней сессии и не обсуждался с участниками и экспертами рынка.

В Еврокомиссии (ЕК) взволнованы изменениями и считают, что закон "будет иметь значительное влияние на винный экспорт" (цитата по РИА Новости). В ЕК намерены сделать "все необходимое", чтобы защитить права поставщиков.

Тем временем на фоне этих новостей акции российского производителя игристого вина "Абрау-Дюрсо" взлетели в цене, обновив максимум за месяц.

По данным ФТС, в прошлом году в Россию было ввезено 41,2 млн дал импортного алкоголя (на 2,36% меньше, чем в 2019 году). При этом поставки игристых вин и шампанского увеличились на 3,5% и составили 5,9 млн дал.

Несоблюдение требования нового закона может быть признано нарушением правил маркировки, повлечет осложнения в сертификации и обороте продукции (в том числе ввозе в Россию), штрафы и конфискацию продукции, говорит Глеб Ситников.

Взгляд из Франции

Бури в бокале шампанского во Франции не случилось. Хотя местным русофобам этого явно хотелось после того, как в Москве одобрили поправки к закону о регулировании алкогольной продукции. Некоторые французские СМИ все же успели выбросить громкие заголовки типа "Россия объявила войну шампанскому" или как это сделала влиятельная в леволиберальных кругах газета Le Monde, заявившая: "Россия присвоила себе аппелласьон "Шампанское". Правда, после того как с коммюнике выступил французский производитель Moёt Hennessy, а именно он поставляет в Россию такие всемирно известные марки шампанского, как Moёt & Chandon, Dom Perignon, Veuve Clicquot, обвинительный задор быстро пошел на убыль. Тем не менее заметим, что и у французской компании ушло некоторое время на то, чтобы разобраться в поправках, имеющих к ней отношение. А когда наступило понимание, заявили, что входящие в ее состав дома шампанского "всегда соблюдали действующее законодательство, где бы они ни работали, и возобновят поставки как можно быстрее после внесения корректив". Речь не идет, конечно, о том, что французам теперь придется менять фирменные титульные этикетки с историческими названиями на французском. Изменения в соответствии с новым российским законом коснутся контрэтикетки на тыльной стороне бутылки, где впредь будет обозначено "игристое вино", чем, собственно, и является любое "вино с пузырьками". Надо полагать, что и другим производителям французского шампанского, а в Россию поставляется ежегодно 50 миллионов бутылок этого вина, предстоит проделать аналогичную операцию. Между тем во время подписания номера в печать в руководстве Moёt Hennessy сообщили агентству РИА Новости, что компания временно приостанавливает поставки шампанского в РФ.

Подготовил Вячеслав Прокофьев (Париж)