С 1 июля в России, согласно Федеральному закону № 151-ФЗ и Постановлению Правительства РФ №1037, введены новые ежемесячные пособия. Они предоставляются неполным семьям с трудным финансовым положением, где воспитываются дети в возрасте от 8 до 17 лет, а также одиноким женщинам, вставшим на ранних сроках беременности на учет в медицинском учреждении. Чтобы их получить, необходимо подать заявление в органы Пенсионного фонда России и пройти процедуру проверки документов. При этом сотрудники ПФР должны уложиться в достаточно короткие сроки — 30 дней, что оказалось непросто.
Корреспондент «РГ» выяснил, как удалось ускорить это процесс в Москве с помощью электронной системы, разработанной ИТ-компанией КРОК. Моими собеседниками стали Зинаида Дмитриева, начальник Управления организации социальных выплат ГУ — Отделения ПФР по г. Москве и Московской области, и Алексей Щербаков, Менеджер проектов ИТ-компании КРОК.
Верно ли, что подобное пособие раньше не назначалось? В чем его специфика?
ПФР: Да, это так. Выплачивается оно именно малообеспеченным родителям, в одиночку воспитывающим детей от 8 до 17 лет, или одиноким беременным женщинам. При этом учитывается не только уровень среднедушевого дохода, но и наличие недвижимого и движимого имущества. Поэтому для нас очень важно получить информацию о статусе заявителя и оперативно проверить все данные по нему.
Важный момент. Под эту категорию подпадают практически все семьи с детьми от 8 до 17 лет, в которых только один родитель. Раньше они получали пособия по линии соцзащиты, и размер выплат зависел от финансовых возможностей региона. Сейчас эта мера перешла на федеральный уровень, и выплаты значительно больше, насколько я могу судить по Москве. Это реальная поддержка.
Каков сейчас показатель малообеспеченности, и на какую сумму могут рассчитывать получатели нового пособия?
ПФР: Доход в семье должен быть ниже прожиточного минимума на человека: в Москве это 18 029 рублей, в Московской области — 13 580 рублей. Пособие на детей выплачивается в размере 50 процентов прожиточного минимума. В столице это 15 582 рубля, по области — 13 531 рубль.
Какая роль у ПФР в процессе назначения пособий, и сколько времени дали на отработку заявлений?
ПФР: Постановление вышло 28 июня, и с 1 июля начался прием заявлений. Его можно подать двумя способами — через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), либо через клиентскую службу Пенсионного фонда России. В МФЦ заявления не принимаются. В 99 процентах случаев заявки поступают через ЕПГУ, что свидетельствует о готовности населения к электронному взаимодействию с органами власти. Это наша победа. Цифровизация госуслуг глобально направлена на повышение удобства граждан при взаимодействии с ведомствами. Надо отметить, что ПФР много лет занимается автоматизацией, и все прочие данные, которые проверяются в рамках пособия, мы получаем в электронном виде из автоматизированных систем соответствующих ведомств, например, из ЕГР ЗАГС, ЕГРН, ФНС России, ФССП России.
Какие сроки предоставления решения с момента подачи документов?
ПФР: До 30 дней. К сожалению, мы столкнулись с тем, что родители бывают недостаточно внимательны к процессу заполнения заявления. Нам часто не хватает сведений для вынесения решения. А порой предоставляется недостоверная информация. Например, мама отмечает себя как одинокую, а проверка показывает, что она замужем. К большому сожалению, такое случается нередко.
Какую именно информацию вы уточняете и у каких ведомств?
ПФР: Прежде всего — статус родителя (состояние развода или отсутствие факта заключенного брака) и платит ли вторая сторона алименты, в достаточном ли размере. Через базу данных Федеральной службы судебных приставов устанавливается, является ли бывший супруг неплательщиком алиментов. Если в базах данных ФССП России информация отсутствует, мы обращаемся за подтверждением факта решения суда о взыскании алиментов. Поскольку на подготовку ответа от каждого ведомства, в том числе от суда, отводится всего пять дней, остро встал вопрос времени. ПФР не имеет своей курьерской службы, равно как и суды. Приходится отправлять документы почтой, что затягивает сроки. А если учесть, что в Москве очень много мировых и районных судов, это могло перерасти в большую проблему. И здесь нам очень помогла ИТ-компания КРОК, которая в кратчайшие сроки разработала систему, позволяющую делать запросы в суды и ответы от них в ПФР в электронном виде: теперь бумажный документооборот исключен.
30 дней на рассмотрение заявления — это много или мало?
ПФР: Неоднозначно. Для заявителя, конечно, много. Хотелось бы получить ответ за 2-3 дня, а лучше — в день обращения. Наша задача — осуществить проверку документов в различных ведомствах. Нужно подготовить и направить запросы в каждое, получить ответы, и, если есть спорные моменты, запросить дополнительную информацию. Каждое из ведомств имеет право предоставить сведения по запросу в течение пяти дней. Плюс административные вопросы (оформление документов на каждого заявителя, маршрутизация запросов по ведомствам). А если сюда добавить пересылку посредством почтовой связи, то документы могут доставляться по 3-7 дней в одну сторону в рамках одного региона. Поэтому в случае с бумажным носителем даже 30 дней является крайне сжатым сроком.
Как технологии помогли решить проблему?
КРОК: КРОК внедрил электронный обмен документами между ПФР и судебными участками мировых судей, районными судами Москвы. Учитывая высокую социальную значимость проекта, мы приложили максимум усилий и реализовали задачу за 3 дня. Доработаны личные кабинеты портала судов общей юрисдикции г. Москвы (разработаны в рамках Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции (КИС СОЮ)), а также личные кабинеты интегрированы с системой единого информационного пространства Мировых судей города Москвы (АИС ЕИП). Для этого пришлось оперативно доработать АИС ЕИП и КИС СОЮ, охватывающие Московский городской суд, 35 районных судов и 438 судебных участков мировые судей города Москвы. Если проще, то в рамках документооборота суда КРОК внедрил функционал по обработке запросов и предоставлению ответов на них, что сделало обмен документами между ведомствами моментальным. Безопасность, достоверность и юридическую значимость документов обеспечивает использование электронной цифровой подписи, которая использовалась ранее ПФР и судами.
А как другие регионы справляются? Далеко не везде есть подобные решения. Почему тогда такие сроки установлены?
КРОК: Уровень цифровизации регионов в целом достаточно стабилен. Есть передовые и отстающие, но такой базовый функционал, как электронный документооборот, применение электронных подписей в ряде процессов, используется в том или ином объеме, пожалуй, уже везде. А если до сих пор, в 2021 году, у ведомства региона таких инструментов нет, то это дополнительный стимул ускориться, потому что бумажный носитель уходит в прошлое. Вопрос в том, что просто иметь внутренний электронный документооборот в рамках администрации или одного ведомства недостаточно. Нужна интеграция систем, выстраивание грамотного алгоритма межведомственного взаимодействия с соблюдением высоких критериев безопасности данных. И тут часто речь идет о более глобальных задачах, чем просто документооборот.
То есть при реализации проектов в Москве вы использовали уже имеющуюся базу ИТ-систем?
КРОК: Да, это стандартная практика. При запросе нового функционала мы сначала оцениваем то, что уже есть, и как оно может использоваться, и только потом предлагаем алгоритм работ и дальнейшие разработки. Ранее мы создавали цифровые решения для межведомственного взаимодействия в регионах, но запрос на подобную обработку документов в рамках нового пособия был своего рода вызовом. Учитывая социальную значимость проекта, мы подключили специалистов, которые помогли продумать и реализовать решение, не требующее глобальных и долгих разработок. По сути оно основано на личных кабинетах, которыми уже пользуются суды и ПФР Москвы.
Возможно ли реализовать что-то подобное в других регионах?
КРОК: Такой личный кабинет — решение коробочное. Можно внедрить его в нужном контуре и довольно быстро получить рабочий инструмент. Скорость здесь зависит от базы уже используемых цифровых продуктов, но в целом варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев.
Практика показывает, что сейчас далеко не во всех субъектах РФ удается вовремя провести проверку заявок от граждан. А если учесть, что количество их будет только расти, проблема станет еще более актуальной. Сейчас перед многими регионами встал вызов по организации процесса обмена электронными документами между ведомствами. Возможно, такие сроки, устанавливаемые осознанно законодательством, позволят существенно стимулировать отказ от бумажного документооборота.