В любой непонятной ситуации россияне спешат запастись гречкой или в крайнем случае сахаром. «РГ» популярно объясняет, почему этого делать не надо и как обострение политической ситуации может отразиться на продовольственной безопасности страны.
Грозит ли нам дефицит продуктов?
Это исключено. В минсельхозе неоднократно подчеркивали, что в России нет недостатка в основном продовольствии. Например, зерна мы производим в полтора раза больше, чем нам нужно. Мы не только кормим себя, но и являемся крупнейшим в мире экспортером пшеницы. Страна полностью обеспечивает себя также продуктами переработки зерна (мукой, хлебом и т.п.), мясной и рыбной продукцией, сахаром, растительным маслом и другими ключевыми продуктами питания. Собственное производство молочной продукции, овощей и фруктов также обеспечивает значительную часть внутреннего потребления.
А как быть с овощами или фруктами, которые не выращиваются в России?
Потребность в импортных продуктах незначительна и в основном приходится на продукцию, которую не производят в России в силу климатических условий — например, бананы. Но российские импортеры работают с широким кругом стран-поставщиков. Многие из них не вводили санкции против России. Так что если возникнут трудности с одним продавцом, можно переключиться на другого. В то же время по этим позициям мы напрямую зависим от курса валют и стоимости перевозок. Кроме того, отдельные иностранные компании отказываются возить к нам грузы.
Стоит ли запасаться гречкой или сахаром?
Никто не мешает купить пару пачек гречки — хранится она полтора года. Но поскольку своих базовых продуктов в стране достаточно, покупать по 20 кг гречки или сахара нет никакой необходимости. На примере пандемии мы смогли убедиться в том, что продуктов в магазинах не стало меньше. Пустующие полки возникали как раз из-за ажиотажного спроса. Большой наплыв покупателей заставлял торговые сети быстрее обычного завозить продукты. А производителям приходилось изыскивать возможности быстрее выпускать продукцию. Не всегда сложные технологические процессы удавалось ускорять.
Не вывезут ли все продовольствие за рубеж, ведь там сейчас высокие цены?
У правительства есть инструменты, как предотвратить излишний экспорт. Сейчас действуют квоты и пошлины на вывоз зерна, подсолнечного масла. В прошлом году вводился временный запрет на экспорт гречки. Сейчас также прекратили экспорт сахара в третьи страны. Мера будет действовать до 31 августа 2022 года.
Торговые сети, пользуясь ситуацией, накручивают цены?
Торговые сети согласились ограничить наценку 5% на ряд социально значимых продуктов питания. Речь идет о таких продуктах, как овощи, молочная продукция, сахар и хлебобулочные изделия. Это самые ходовые и популярные у покупателей продукты, без которых не обходится практически ни одна покупка. Но ждать, что с минимальной наценкой продадут также китайские кабачки или импортный тростниковый сахар, не стоит.
Почему в магазинах ограничили продажу продуктов в одни руки?
Из-за того что на базовые продукты была снижена торговая наценка до 5%, эти продукты стали скупать спекулянты для последующей перепродажи по более высокой цене. В некоторых регионах пытались купить по несколько тонн дешевого сахара. Чтобы дать населению возможность приобрести доступные продукты, сети предложили предоставить им право ограничивать продажу товаров с минимальной наценкой в одни руки. Список товаров и их объем определяют сами сети. Ограничения уже вводили несколько федеральных сетей, например на продажу сахара или растительного масла.